Конституционный Суд РФ выявил пробел в вопросе о возвращении платы за прекращенное рассмотрение финансовым уполномоченным обращений по уступленному праву требования. Дело о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 ФЗ от 4 июня 2018 года, №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» рассмотрено в связи с жалобой гражданки Ю.Д.Бронниковой. Постановление​ основано на ранее вынесенных правовых позициях Суда.

История вопроса

Индивидуальный предприниматель из Тюменской области Юлия Бронникова приобрела право требования страхового возмещения за ущерб, причинённый в ДТП. Будучи несогласной с размером этой компенсации, она обратилась в Службу финансового уполномоченного и внесла за досудебное урегулирование спора 15 тысяч рублей – плату, установленную для лиц, приобретших у потребителей финансовых услуг право требования к финансовой организации. Однако рассмотрение требования было прекращено, поскольку выяснилось, что поврежденное транспортное средство использовалось в предпринимательских целях. Поскольку решение по существу спора вынесено не было, то есть, услуга не оказана в полном объеме, заявительница попыталась вернуть внесенную за это плату. Однако суды ей отказали, указав, что под рассмотрением понимается целый комплекс мероприятий, который частично состоялся.

Позиция Суда

Финансовый уполномоченный выполняет публично-правовую функцию, разрешает гражданско-правовой спор между потребителем финансовых услуг либо лицом, к которому перешло его право требования, и финансовой организацией. Плата за обращение к нему по уступленному праву требования обязательна и служит одним из источников пополнения фонда финансирования деятельности финансового уполномоченного. Данный фонд также формируется за счет взносов Банка России и финансовых организаций, взаимодействующих с уполномоченным. Размер взносов, которые уплачивают эти организации, зависит от количества обращений, принятых финансовым уполномоченным к рассмотрению, и ряда других параметров.

Таким образом, суммы, уплачиваемые цессионариями – теми, кто приобрел право требования у физических лиц, – не влияют определяющим образом на формирование названного фонда. Введение такой платы имеет прежде всего самостоятельную регулятивную функцию и является сдерживающим фактором для приобретения цессионариями прав требования.

Указанная плата не может расцениваться только как форма возмещения затрат и усилий финансового уполномоченного в связи с начавшимся рассмотрением обращения и не может приравниваться к оплате услуг. Тем более что объем работы, завершенной прекращением рассмотрения спора, предполагается меньшим, чем требовалось бы для мотивированного решения.

Оспариваемый закон не решает вопрос о возвращении или невозвращении платы за рассмотрение дела финансовым уполномоченным, если выявилось, что обращение не подлежит рассмотрению им. Неполная оценка заявителем всех обстоятельств (например, коммерческого использования транспортного средства), связанных с конкретным требованием к финансовой организации, как возможное основание невозвращения платы за рассмотрение обращений, не компенсируется отсутствием указания на такие последствия.

В силу публично-правового характера данной платы необходимы точные и однозначные указания на ее судьбу при прекращении рассмотрения обращения. Даже если исходить из желания законодателя не поощрять цессионариев, скупающих по заниженной цене права требования у потребителей, и ошибочно обращающихся к финансовому уполномоченному, такая воля должна быть четко выражена в законе.

Таким образом, отсутствие в действующем законодательстве предписаний о судьбе такой платы обладает признаками конституционно значимого пробела. Оспариваемые нормы в их взаимосвязи в этой части не соответствуют Конституции РФ.

Законодателю надлежит до 1 марта 2025 года устранить данный пробел. До внесения соответствующих изменений данная плата не возвращается. Если регулирование не изменится до установленной даты, то соответствующая плата будет возвращаться с указанной даты в полном объеме.